Мы в социальных сетях:

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Методические материалы

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?

Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима?

Почему число академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»?

Оно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность» — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельность, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников, основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.

Основные направления исследования:

читательская грамотность;
математическая грамотность;
естественнонаучная грамотность;
глобальные компетенции;
финансовая грамотность;
креативное мышление.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребовании функциональной грамотности

Еще в IV веке нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важнейшим показателем качества образования.

Данный материал вы можете использовать в работе

Тема вебинара (семинара)

Ссылка для просмотра

Вебинар – совещание для ответственных за формирование функциональной грамотности в муниципалитетах.

https://clck.ru/bn8n8 

Вебинар «Цифровые тренажеры по формированию естественно-научной грамотности обучающихся»

https://clck.ru/amdGR

Вебинар «Глобальная компетенция: от умения к заданиям (8-9 класс)»

https://us02web.zoom.us/j/88130394952

Вебинар «Методика формирования структурных компонентов математической грамотности»

https://youtu.be/psDBQN4lD74

Вебинар «Цифровые тренажеры по формированию естественно-научной грамотности обучающихся»

https://clck.ru/amdGR

Вебинар «Глобальная компетенция: от умения к заданиям (8-9 класс)»

https://us02web.zoom.us/j/88130394952

Академия Минпросвещения РФ разработала пособия по формированию читательской, математической и естественно-научной грамотности

Пособия размещены в разделе «Ресурсы», а также доступны по ссылкам:

На сайте Академии Минпросвещения России размещена презентация «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! Дополнительную информацию по вопросу функциональной грамотности вы можете найти на официальном сайте Красноярского института повышения квалификации в разделе «Функциональная грамотность».

О реализации Стратегии повышения финансовой грамотности

  1. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО
  2. Открытые Задания PISAна сайте ФИОКО
  3. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
  4. Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»

Дата обновления страницы: 20.11.2024